Final Fantasy VII - игра, которая сделала PlayStation популярной; игра, которая подняла жанр JRPG на вершину славы; игра, ставшая легендой 32-битной эры. Размах сюжета, потрясающая на тот день графика, высокобюджетная рекламная кампания, блокбастерный сценарий и великолепные персонажи сделали свое дело – седьмая «Финалка» и по сей день считается эталоном жанра и имеет огромное число поклонников по всему миру. Поклонников, желающих узнать больше о любимых героях, желающих снова очутиться в ставшем родном мире, желающих открыть для себя новые грани эпического сюжета.
Мольбы фанатов были услышаны через пять лет, когда Square (тогда уже Square Enix) решила забыть про правило «никаких сиквелов для Final Fantasy» и анонсировала как продолжение десятой части, так и целую «Компиляцию» проектов по Final Fantasy VII. Первым из продолжений легендарной «Семёрки» до нас добрался Advent Children, блистательный анимационный фильм, поставивший точку в переживаниях Клауда и его противоборстве с Сефиротом. Выбор персонажей неудивителен – ведь именно эта парочка стала олицетворением FFVII и собрала немыслимое количество фанатов. Третий же по популярности герой седьмой части сериала ничуть не уступал им по «крутости»: скрытный брюнет с темным прошлым и большой пушкой – как тут устоять? Винсент Валентайн, всего лишь секретный персонаж Final Fantasy VII, занял главную роль в последнем проекте Компиляции, шутере Dirge of Cerberus. На сём заканчивается вступление и начинается игра.
Примечание: Как известно, японская версия Dirge of Cerberus могла похвастаться онлайновым мультиплеером. Нет, он вовсе не был плох – тут тебе и обилие режимов, и тонкая настройка правил матчей, и любопытная таблица рекордов, впечатляющая числом участников. Отдельно стоит упомянуть онлайновый Mission Mode, где игрокам предоставлялась возможность совместно проходить ряд сюжетных миссий, посвященных приходу Вайсса к власти в Deepground, и сражаться бок о бок с Цветами. Увы, но низкая популярность жанра в Японии, ежемесячная абонентская плата за пользование сервисом PlayOnline и необходимость в жёстком диске (что тут же отсекало всех пользователей slim-версии приставки) сыграли свою негативную роль – в американской версии Dirge of Cerberus мультиплеера больше нет. Миссии, однако, никуда не делись – их переработали и добавили в качестве однопользовательского бонуса за прохождение сюжетной части игры. Сорок дополнительных уровней – коротких и длинных, сложных и не очень – отличный десерт!
Прошло три года после падения метеора в финале FFVII (и, соответственно, год после событий «Детей пришествия»). Под руинами Мидгара созрела новая угроза многострадальной планете – Deepground Soldiers, секретный проект почившей корпорации Shin-Ra, принимаются за бесчинства: устраивают беспорядки, похищают людей и начинают травлю Винсента Валентайна. Почему невзлюбили именно его? Какую тайну хранит Chaos, «подарок» от Лукреции? Какие сюрпризы оставил после себя Ходзё? Как с новой напастью борются знакомые нам герои? Ответы на эти вопросы вы непременно найдёте в Dirge of Cerberus. Спешу заверить: несмотря на то что сюжет лепили к не подразумевавшей продолжения FFVII, он дополняет её крайне органично, развивает не удостоившихся большого внимания персонажей и расширяет границы известного о мире игры-первоисточника, при этом нигде ей не противореча.
История преподносится нам в виде красивейших сценок на движке. Их тут целый воз – не на один час, и они очень даже впечатляют. Знаменитых пререндеренных роликов от Square не так много – чуть более десятка, – но внешне они ничуть не уступают всё тем же «Детям пришествия».
Качество озвучки в Dirge of Cerberus просто поражает – даже те, кто предпочитает оригинальные голоса, могут быть спокойны – все нотки, все интонации, все эмоции персонажей с поразительной точностью перенесены в англоязычную версию игры. Актёрский состав по праву можно назвать звёздным. Голос Россо принадлежит Мелиссе Уильямсон, исполнившей вокальные партии для третьей и четвёртой частей Silent Hill. Рив – Джемисон Прайс (Ламингтон в Disgaea и Уолтер в Castlevania: Lament of Innocence), Шалуа – Ким Май Гест (Мей Линь из Metal Gear Solid), Ходзё – Пол Эйдинг (полковник Кэмпбелл из серии MGS и незабываемый закадровый голос обеих Diablo)… А Стив Блам настолько хорошо справился с главной ролью, что его можно сравнивать с самим Дэвидом «Солидом Снейком» Хейтером.
Зато Масаси Хамаудзу вряд ли кто-нибудь сравнит с Нобуо Уэмацу. Слишком уж эмбиентным вышел саундтрек Dirge of Cerberus, слишком незапоминающимся. Вряд ли хоть раз вы задумаетесь о несоответствии музыки происходящему. Но и вряд ли захотите послушать мелодии просто для удовольствия.
Примечание: Во главе Deepground стоят элитные солдаты, именуемые Цветами (Tsviets). Этому названию отвечает не только их внешность, но и имена: Shelke в переводе с урду означает «оранжевый», Azul – «синий» на испанском и португальском, Rosso и Nero – соответственно «красный» и «чёрный» по-итальянски, а Weiss по-немецки – «белый».
Игровой же процесс вышел совсем неоднозначным. Как минимум – не соответствующим современным стандартам. Dirge of Cerberus являет собой гибрид FPS и TPS, причем в последнем жанре он куда слабее. Так, возможность Винсента разить врагов врукопашную (послужившая, судя по всему, основой для совершенно неуместных сравнений с Devil May Cry) ограничена лишь одним комбо, от которого нет никакого толка, если в округе есть хотя бы несколько врагов. При этом вид от третьего лица частенько не ладит с камерой.
В качестве FPS Dirge of Cerberus, однако, тоже чувствует себя не совсем уютно. Поворачивается Винсент очень уж неторопливо – даже подключив к приставке USB-клавиатуру с мышью и выкрутив чувствительность на максимум, вы не заставите его развернуться на 180 градусов достаточно быстро.
Примечание: Многих, несомненно, расстроит тот факт, что игравшим заметную роль в Advent Children сотрудникам бывшей корпорации Shin-Ra – Руду, Рено, Цону и Елене – в Dirge of Cerberus места не нашлось. Экс-президент корпорации, Руфус, появляется во вступительном ролике к игре да в диалоге о средствах, на которые содержится WRO, Рив упоминает некого анонимного спонсора, «чувствующего долг перед планетой». Бывший властитель мира определенно занялся благотворительностью!
Окружающий мир словно застыл, хоть как-то повлиять на декорации невозможно в принципе. Интерактивности никакой – и это после того, что мы видели в Black! Враги крайне однообразны – по понятным причинам, но все же! Да и дизайн уровней зачастую оставляет желать лучшего – сплошные комнаты да коридоры. И даже немногочисленные открытые пространства оформлены не лучше. А пыл желающих поскакать двойным прыжком (им Винсента вооружили только в англоязычной версии) быстро остудят вездесущие невидимые стены. И уж если совсем честно, за вычетом перестрелок с врагами, видеороликов и сражений с боссами, игра состоит из неустанного поиска карточек, отпирающих всё новые и новые силовые поля, обильно понатыканные где ни попадя.
Примечание: Особенно усердным игрокам, отыскавшим все три доклада о сверхсолдате G, «отце» Deepground и предтече Сефирота, удастся увидеть секретную концовку с участием оного таинственного субъекта. Его роль исполнил известный японский рок-певец Камуи Гакт, также подаривший саундтреку Dirge of Cerberus две песни – Longing и Redemption. Обе они изданы на оформленном в стилистике DoC сингле Redemption и поступили в продажу за день до релиза игры. Что касается персонажа Гакта, то мы узнаем о нём больше из Crisis Core: Final Fantasy VII.
Подсластят горькую пилюлю необязательные миссии. Уничтожение вертолётов, защита союзников, сбор предметов (хоть не карточки – и то спасибо!) да кошки-мышки с маскирующимися снайперами не то чтобы сильно, но всё же разнообразят игровой процесс. К тому же за удачное выполнение миссий в конце главы выдаётся немного денег.
Всего глав в игре 12, и в финале каждой из них подводится итог по множеству критериев – от числа использованных предметов и задействованных заклинаний до скорости прохождения и полученных повреждений. На хвосте этой формулы – раздача слонов в виде очков опыта, которые можно использовать для усиления Винсента. А можно и продать, коли есть нужда в деньгах.
С прокачкой всё привычно: увеличиваются показатели атаки и защиты, растёт число HP и сила заклинаний. А что с деньгами? Ищите музыкальные автоматы – потратить кровные гроши можно на апгрейд оружия или покупку предметов. Последние, само собой, обильно выпадают из врагов и большей частью служат для восстановления физических да ментальных силушек Винса. Тут самое время поведать о втором нововведении англоязычной версии: Limit отныне активируется предметом. Приняв на грудь Limit Breaker, Винсент на небольшое время преобразится в чудище Galian Beast и обретёт невиданную силу и фантастическую выносливость. Берегитесь, коротышки-враги!
Примечание: Почти одновременно с выходом DoC в США Square Enix выпустила и Dirge of Cerberus: Lost Episode – эксклюзивный для мобильных телефонов марки Amp’ed боевик, всячески пытающийся подражать оригиналу с PS2. Это ему не совсем удаётся ввиду очевидной слабости выбранной платформы – графика находится на уровне ранних проектов 32-битной эры, звук крайне слаб, геймплей упрощен до неприличия – достаточно лишь поворачиваться в нужную сторону и стрелять наугад. И при этом сами же создатели Lost Episode признаются, что бюджет мобильных игр компании превосходит затраты на производство игр для GBA и приближается к стоимости разработки DS-тайтлов. Резонно было бы спросить – почему Square Enix тратит деньги на проекты для узких рынков (ситуация с выпуском Before Crisis за пределами Японии до сих пор не прояснилась, а вышедшая только в США Lost Episode, скорее всего, так и не доберётся до Страны восходящего солнца), а не издаёт те же проекты на всемирно популярной Nintendo DS?
А вот что точно не требовало никаких исправлений, так это возможность компоновки личного арсенала из различных составляющих. Так, у Винсента есть три орудия: верный пистолет Цербер, автомат Грифон и винтовка Гидра. Каждое можно улучшать по одному из нескольких направлений: скорострельность или убойная сила, размер обоймы или точность стрельбы – выбирайте сами. Сверх этого к каждому типу оружия можно прикручивать различные аксессуары и даже один из трёх стволов – обычный, короткий или длинный, каковые, в свою очередь, тоже можно улучшать! Наконец (неужели кому-то и этого мало?), за любой пушкой разрешается закрепить одну из трех Материй (огонь, молния или лёд) и использовать магию за счет линейки МР.
Подведём итог. В Dirge of Cerberus посредственный геймплей, но зато всё остальное без малого великолепно. Как относиться к игре, вопрос открытый: не только «обычные геймеры», но и сами поклонники FFVII смогут как полюбить её, так и возненавидеть. Можно ли от здешнего геймплея получать удовольствие? Несомненно. Ваш покорный слуга намеревается и в третий раз пройти DoC – бросив на середине напомаженный Black. Может ли эта игра вызвать серьёзную неприязнь? Запросто – коллега Spriggan взъелся на всё подряд – от игрового процесса до новых персонажей. И Рива не признал (см. «Слово команды» прошлого номера). Так что могу лишь посоветовать вам самим попробовать «Панихиду цербера», особенно если Final Fantasy VII для вас – не просто «ещё одна JRPG».
Примечание:
1. Чтобы получить доступ к уровню сложности Extra Hard, пройдите игру на Normal или Hard.
2. Пройдите игру и сохранитесь. Загрузите полученный таким образом файл, чтобы иметь возможность посмотреть ролики на движке. Чем больше Memory Capsules вы соберете во время игры, тем больше сценок сможете увидеть.
3. Завершите игру, получив предварительно три G Reports, чтобы увидеть небольшую дополнительную концовку, которая появится после слов The End.
4. Пройдите игру, чтобы получить доступ к режиму Mission Mode.
5. Для открытия Art Gallery вы должны найти и уничтожить Red Capsules в Extra Missions, пользуясь только приёмами ближнего боя. Каждая капсула увеличивает количество доступного арта.
6. Для открытия Side Missions найдите и уничтожьте White Capsules в Extra Missions, взрывая бочки, находящиеся рядом с капсулами. Каждая из них откроет одну дополнительную миссию.
Источник: Cтрана Игр №19 2006 года,